Вирус геометрии
Фотографии Александра Трофимова — редкое исключение в этом городе. В отличие от работ большинства других питерских фотографов его поколения, они работают не с психолого-мемориальными реалиями, но — с другим, более универсальным, в европейском и мировом смысле, художественным контекстом, существование которого в Петербурге еще года два тому назад оставалось под знаком вопроса.
Движение света в башне Инка 2000. Аналоговая фотография.
Трофимов, начавший профессионально заниматься фотографией с начала 90-х, пошел не по популярному тогда «отстраненно-концептуальному» пути черно-белого «авторского» фото, но по маргинальной в девяностых дороге интерпретации повседневности. Не пытаясь выражать в собственном искусстве авторскую свободу, Трофимов в своем полноцвете оказался гораздо более концептуален, чем иные «черно-белые» фотографы.
Вирус геометрии в зимней стихии. 2000. Аналоговая фотография
Главное в его фотографиях — это линии и их пересечения, глядя на которые вряд ли возможно переживать чувства, обычно испытываемые при созерцании пейзажа. Или вообще какие-либо чувства. Ведь даже цвет в этих снимках — продукт своего рода фотографической аскезы, связанной с геометрией кадра, к которой, как известно, понятие эстетического переживания неприложимо.
Более того, такой подход не предполагает никакой аутентичности и в отношениях с внешним миром. С тем же успехом ее можно было бы требовать от Малевича или Мондриана.
Поклонение свету. 2000. Аналоговая фотография.
Единственная цель такого рода видения — запечатлеть в конечной, пестрой и бесформенной реальности бесконечное повторение чистой формы. Интересно, что после этого уничтожения реальности и психологии его фотографии не становятся беспредметными. Они могут быть сколь угодно безлюдны, аскетичны, безучастны и лишены содержания, но от этого вовсе не превращаются в геометрическую абстракцию.
Эти формы в фотографиях Трофимова размножаются и делятся как вирус, образуя своего рода динамические ряды снимков, то отталкивающиеся, то притягивающиеся друг к другу. В хаотическом движении, случайно образующем какие-то фигуры и смысловые связи (которые, впрочем, так же легко исчезают, как и появились), аннигилируются любые претензии — как на авторскую исключительность, так и на особый способ мировидения.
Мир остается все тем же. Просто теперь в реальности, мутировавшей при своем запечатлении, обнаруживаются фрагменты фигуративности, фотография неожиданно обрастает биологией, которая, в свою очередь, проявляет свою внезапную геометрическую природу.
Текст: © Максим Райскин. 2002 Свободное падение. 2000. Аналоговая фотография.Забор, переходящий в Hermitage
В окружающем нас — обезоруживает состояние, то ли тело, то ли быт. Второй вариант: то ли дух, то ли — я. Фотография имеет основы другие. Тело требует за собой, уход и внимание. Душа: спокойствие и пристрастность. Забор — пошлый. Жизнь — никуда. Контраст и «несоответствие» — заставляет напрягаться. Рождаться вместе с собой и перфорированной лентой фильма, — незавидная участь обывателя. Забор бытующий, как Эрмитаж... очень похоже на нас.
Текст: © Игорь Панин. 2002Забор, переходящий в Hermitage. 2000. (I часть диптиха) Забор, переходящий в Hermitage. 2000. (II часть диптиха)Посторонним В, или эпидемиология реальности.
«Вирус геометрии» — серьезное название.
Во-первых, есть еще и геометрия вирусов: эти маленькие поганцы настолько просты по своей структуре, что при определенных условиях превращаются в кристаллы.
Во-вторых, вирусы могут передаваться от человека к человеку по законам эпидемического процесса. И не могут жить и размножаться иначе, кроме как в живом организме. Что само по себе заставляет задуматься. А Вы часом не больны, товарищ?
Фотография — странное искусство. Де жа вю в ранге профессионализма. Копия реальности назло живописям и акварелям. Почему же на фото Александра хочется смотреть и смотреть?
А потому, что на них — НЕ ТА реальность. Федот, понимаете ли, да не тот. Есть такое словечко в новоанглийском — «fnord». Пространство между пикселами монитора. Фотография Саши — это и есть fnord, окно в другую реальность между пикселами пространства. И люди приходят, всматриваются, ищут свои реальности. Мало им одной, понимаете ли. А что делать? Говорят, рекламные бюджеты колдунов догоняют стиральный порошок.
Вирус геометрии бродит по Петербургу. Источник — Трофимов. Вакцины нет. Оставайтесь с нами.
Александр Карпухин.Выставка Александр Трофимов, «Вирус геометрии». 15 – 24 мая 2002 г.
Выставочный зал Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Наб. р. Мойки, 8