В этой публикации представлены фотографии Александра Трофимова, как одного из участников проекта «Путешествие в Россию». Здесь каждый снимок — это не просто фиксация момента, а настоящее художественное произведение, раскрывающее зрителю неизведанную и фотографически неосвоенную сторону родной страны. Ценность проекта «Путешествие в Россию» с каждым годом возрастает, становясь всё более значимым культурным явлением. Это путешествие во времени и пространстве, позволяющее увидеть знакомые места в новом свете и открыть для себя неизведанные уголки России.
«Территория воды». 2007
В лето 2007-го развернулась удивительная одиссея — экспедиция к святыням Севера. Соловки с их вековыми тайнами, загадочные петроглифы Беломорья, величественное Белое море во всей своей первозданной красе, а также могучие Ладога и Онега — все эти земли, словно древние стражи, встретили нас своими необъятными, зачарованными просторами. Здесь, в царстве необузданной северной природы, где каменные изваяния древности хранят память тысячелетий, а ветер поёт песни минувших эпох, каждый шаг дарил новое открытие. Но самым драгоценным обретением стали встречи с местными жителями — их мудрость, тепло сердец и душевная щедрость наполнили наше путешествие особым смыслом, превратив простое странствие в незабываемое приключение, где каждый миг был пропитан глубоким содержанием и искренней человечностью.
Памятники древней цивилизации, монастырь, возникший на островах в XV веке, уникальный ботанический сад, насчитывающий более полутысячи видов растений, наконец, Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) — все это Соловки, ставшие национальной святыней, местом памяти и покаяния. В годы Великой Отечественной войны здесь была организована Соловецкая школа юнг Военно-Морского флота. Более четырех тысяч воспитанников ушли на фронт, получив на Соловках свои первые корабельные специальности.
Уникальная природа, потрясающая архитектура, многовековая страшная и великая история этих мест, загадочные древние святилища как магнит притягивают к себе все новых и новых людей со всех уголков Земли.
«Территория воды. Путешествие через столетие». 2008
Именно из той поездки мы вынесли коллективное ощущение необъятности края под названием Русский Север и именно тогда родилась идея вернуться сюда, двигаясь в направлении к Полярному кругу и дальше — «все выше, и выше, и выше».
На берегу Белого моря расположен историко-этнографический комплекс «Тоня Тетрина». Тоня — поморское название рыболовного участка с разнообразными строениями, обеспечивавшими проживание семьи или артели вдали от дома в промысловый период (зимой — зверовой, с весны до осени — рыбный), а также переработку и хранение улова и добычи. Ввиду отсутствия хлебопашества, морские, речные и озерные промысловые тони заменяли населению Терского берега земельные наделы. Они играли доминирующую роль в экономике края. Тони находились в собственности общины. В XIX в. они распределялись по жребию на сезон, позже самые уловистые тони на сезон выкупались на аукционе. Тоня воссоздана на своем исконном месте, где она находилась еще до образования в 1660 г. деревни Тетрина, с точной реконструкцией жилых и хозяйственных построек (амбара, сетницы, ледника и др.). Здесь представлены также подлинные орудия лова и предметы быта терских поморов XVIII-XX вв.

Деревня Кузомень расположена в устье реки Варзуги, впадающей в Белое море. На месте этого поселения, образованного в 1667 г. «монастырскими бобылями», за 100 лет до этого существовали тони Кузонема и Верхняя Кузонема. Но в наше время название этой деревни известно не благодаря ее почтенному возрасту: Кузомень снискала печальную славу самой северной пустыни в мире, порожденной бездумной хозяйственной деятельностью советского времени. Неграмотно проведенная мелиорация, когда для расширения посевных площадей был вырублен прибрежный лес, привела к образованию здесь многокилометровой полосы безжизненных песков, ведущих упорное наступление на деревню. Песок засыпает сады, огороды, дома и дороги, по которым в состоянии проехать только вездеходы. Постоянная борьба с ним стала привычным занятием для 100 постоянных жителей Кузомени. Противостояние человека и пустыни продолжается уже не одно десятилетие, и результат его по-прежнему непредсказуем.
«Поозерье». 2009
6-ой этап «Путешествия в Россию» получил название «Поозерье». Современное Поозерье (территория между Чудским, Псковским озерами и озером Ильмень) была заселена около 5-6 тысячелетий назад. Само слово «Поозерье» встречается в 1478 году во II Новгородской летописи: «прииде князь велики Иван Васильевич к Новгороду ратью и стояли на Паозери у Троицы». Через Поозерье от Новгорода в Псковскую землю в древности проходил так называемый «Русский путь».
Строки из прошлого.
Что для нас есть прошлое? Прошлое — это уже история, но история создается нами здесь и сейчас. Мы и есть создатели истории. Есть только настоящее, которое перетекает в прошлое.
Путешествие в Россию позволяет окунуться в атмосферу прошлого, собрать из отдельных кусочков и строчек свои собственные истории, рассказать и показать, как мы видим нашу страну. Самобытность русской культуры и традиции можно разглядеть только в деревнях и небольших городках. Каждый раз мы удивляемся сколько всего нового и удивительного, гармоничного и абсурдного можно увидеть в нашей стране.
Самое интересное — это то, что красота и идеал вовсе не синонимы в нашем случае. Мы не идеализируем наших героев, а показываем их такими, какие они есть.
Многие считают, чтобы увидеть интересные места, нужно выехать за пределы нашей страны, но это совсем не так. Вот уже несколько лет мы путешествуем и ни разу не были разочарованы. Из поездок мы привозим хорошее настроение и вдохновение, истории, которыми готовы поделиться.
Александр Трофимов. 2009
«Фрагменты». 2010
Россия на этих фотографиях настоящая и фантастическая, яркая и слегка выцветшая, фрагментарная и немного усталая. Та Россия, о которой рассказывали классики и которую изображали на своих картинах художники. Но есть и другая Россия, современная, но далекая от больших городов, о которой мы почти ничего не знаем. Путешествие в такую Россию, состоящую их двух разных миров, получается новое и необычное. Оно сочетает в себе и невероятно красивые классические пейзажи, и проявления текущей прямо сейчас жизни, и людей, которые живут в этих двух мирах одновременно. Ведь на самом деле это очень старая, маленькая и уютная страна, которую стоит попробовать узнать. Если смотреть на эти фотографии долго и думать, что это и есть ты сам, становится светло и как-то правильно на душе, как будто ты всегда это знал, да только забыл.
Софья КарпухинаТакое состояние нечасто поймаешь в середине дня. Обычно такая тишь-да-гладь выпадает на утреннюю или вечернюю зорьки, когда подгоняемые спортивным азартом рыбаки, крадучись, чтоб не распугать рыбу, пробираются к своим заветным «рыбным» местам. Любой фотограф тоже где-то в душе рыбак: тот же детский азарт, та же наивная вера в удачу, мол, сегодня точно повезет! Только в руках не удочки и спиннинги, а фотоаппараты и треноги. Безусловно, улов у рыбака нагляднее — возвращается человек с садком в руках — сразу всем видно: малька надергал для кошки или большущие рыбины для шикарной ухи. А у фотографа — пойди разбери, что он там нащелкал — шедевр с большой буквы Ш или так, незначительную чепуху.
Сколько ни воспевали поэты красоту природы, с её закатами и рассветами, сколько ни славили Создателя, подарившего людям счастье понимать эту красоту и радоваться ей, сколь ни состязались они с живописцами, пытавшимися на свой лад «остановить прекрасное мгновение» — всё оказывалось недостаточно. Теперь к этому художественному марафону присоединились и мы — фотографы, пытаясь по-своему выразить своё восхищение всем сущим и угадывая высшее присутствие в том, как скользят лодочки по золотой глади Галичского озера.
В наших поездках мы занимаемся не только фотографическими исследованиями, но и этимологическими. Выходит это невольно — просто встречается огромное количество географических названий, которыми невозможно не заинтересоваться. Не стало исключением и это путешествие — чего, например, стоит название речки Песья Деньга! Да и городок Тотьма, который стоит на ней. А название города Галич (др.-русск. Галичь), кстати, не содержит в себе особых тайн. Слово представляет собой прилагательное «галичь» и происходит от названия птицы — галки. Они и поныне встречаются в больших количествах в этих землях.
Название Тотьмы исследователи связывают с языком коми, на котором это означает «Топкая земля». По другой версии — слависта Уильяма Брумфилда — название города происходит от имени ближайшей реки, составленнго из пермских слов, обозначающих «мокрое место, обросшее кустами и елями». Еще одна версия: «Тотьма» переводится как «город, колдующий воду», что объясняется тем, что река Сухона два раза в год меняет направление своего течения. Ну, а любителям народной этимологии, желающим иметь свою трактовку, путь не заказан — бродит в этих местах легенда про Петра I, побывавшего в Тотьме, и воскликнувшего: — «То тьма!», (скорее всего имеется в виду аналогия с Тмутараканью, в переносном смысле «далёким местом»).
Символом тотемского барокко стали картуши — декоративные элементы в виде полуразвернутого свитка, выложенного на внешней стороне стен. Они здесь особенные: это не лепнина или резьба, а часть кладки стены, выступающая на треть кирпича. Это объясняет их долговечность и относительно хорошее состояние. Картуши можно увидеть самые разнообразные: в них помещали цветы и раковины, кресты и звезды, а порой оставляли поле совершенно чистым. Наиболее выразительными каменные рельефы становятся в скользящих лучах заходящего северного солнца, приобретая сходство с облаками.
Наша жизнь становится все более виртуальной. В значительной степени и фотография способствует этому. Тем драгоценней прикосновение к реальному миру, льнущему к пальцам шершавой, выбеленной колонной, растрескавшимся изразцом или незатейливой деревянной завитушкой. Полуистертые лики святых или аляповатое граффити, резное кружево наличников или каменная вязь орнамента — все пронизано, как радиацией, временем. Каждая экспедиция — это новое прикосновение к тесанной из дерева, сложенной из кирпича, отлитой из чугуна, плетенной из лозы, сшитой из лоскутов — такой привычной и такой неизведанной России.
Тихо. Ветер чуть колышит травинки. На зеркальной поверхности воды появляется новая реальность. Берег как грань миров. Один — вечный привычный, а второй — всего на миг. Ветер подул сильнее, и иллюзорный мир исчез. Он существует мгновение, приоткрывая нам тайные смыслы. Проплывает озерная птица. Вдали виднеется Ферапонтов монастырь.
Поморье. 2011
Восьмой по счёту автопробег в рамках проекта «Путешествие в Россию» состоялся в 2011 году и проходил по маршруту, охватывающему Вологодскую и Архангельскую области, с посещением Вытегры, Каргополя, Онеги, Северодвинска, Архангельска, Ярнимы, Ворзогор, Пинеги, Холмогор, Шенкурска. Общий километраж пробега составил 3491 км.
Стоит деревня Ворзогоры на высоком берегу и откуда открывается потрясающая панорама Белого моря. Главная гордость Ворзогор — их храмы. Два деревянных собора, словно стражи времени, возвышаются над крышами домов. Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и церковь во имя Преображения Господня — настоящие шедевры деревянного зодчества, свидетели многовековой истории.
Северное Приладожье. 2013
Северное Приладожье — «жемчужина северо-запада» — территория, которую участники проекта «Путешествие в Россию» исследовали в течение трех лет — с 2011 по 2013 гг. За это время экспедиции прошли по Лахденпохскому, Сортавальскому, Питкярантскому и Олонецкому районам Республики Карелия.