Что такое брендбук?
И «бренд», и «книга» как понятия очень непросты в своей структуре и переменчивой жизни. Порой кажется, что брендом можно назвать любую, даже только что созданную, марку. Это было бы неплохо, но на деле всё сложнее и интереснее. Бренд – это прежде всего весомая репутация. Марка способна превращается в бренд лишь с течением времени и в результате своих реальных достижений. Свод заведомых правил для визуальных воплощений устоявшейся марки – т.е. собственно брендбук – это ключ к беспроблемным адаптациям её образа.
Зачем так усложнять?
В действительности мало кто может и хочет позволить себе такое долгое и внимательное дело, как разработка всеобъемлющего брендбука компании. Порой вполне достаточно нормативов «нижнего звена»: логотипа, знака, визитных карточек и самых необходимых приложений. Но даже они требуют ясно прописанных правил применения. Бывает, что не успеешь оглянуться, а уже и фирменный цвет «уплыл», и с логотипом случилось что-то непоправимое и скандальное.
Из чего состоит рецепт?
Брендбук – это разветвлённая и системно увязанная структура применения на практике всех значимых элементов стиля. Лишь неуклонная грамота их использования работает на неизменность восприятия образа компании, как изнутри (в качестве корпоративной этики), так и снаружи (для множества разнообразных потребителей). Ингредиенты стиля и их сочетания дают всё богатство проявлений компании в реальных обстоятельствах.
Что с этим потом делать?
Брендбук, как чётко структурированный «основной закон» айдентики, становится для компании и её партнёров компасом, мотиватором, коммуникатором, а иногда и спасательным кругом. Только верность выбранной стратегии и оперативным формам существования фирменного стиля даёт надёжную опору марке. Даже в новых, неожиданных обстоятельствах, к которым компания вынуждена адаптироваться на ходу.
Как объять необъятное?
Да, брендбук – это не «письмо другу», это жёсткие нормативы. Они задают заведомо продуманные отношения для всех, кто так или иначе будет соприкасаться с вашей компанией. Уважительное отношение к ней опирается прежде всего на самоуважение компании, а оно, в свою очередь, базируется на множестве нюансов, которые нельзя не учитывать. Перечень позиций в брендбуке порой доходит до полутора тысяч. Но в большинстве случаев можно обойтись тем, чтобы очертить работающий минимум.